Начало форума ЧАВО Участники Календарь Поиск Сообщения за сегодня Пометить все разделы прочитанными
Перейти на сайт
Логин
Пароль
Вернуться   Форумы Cams.ru > Камеры > Цифровые видеокамеры
Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме Рейтинг: Рейтинг темы: Голосов - 1, средняя оценка - 5.00. Опции просмотра
Old 17-01-2005, 15:30   #1
Moderator
Administrator
 
Регистрация: 27-10-2004
Сообщений: 536
Default Выбор видеокамеры: объективные критерии и параметры

Продолжая тему выбора видеокамер, привожу очень подробную и можно сказать, исчерпывающую статью на эту тему.


Автор: Сергей Блохнин, www.spline.ru

Часть первая: ОБЪЕКТИВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПАРАМЕТРЫ


Форматы записи видео в цифровых видеокамерах


В настоящее время цифровые камеры выпускаются для четырех форматов записи видео. Расскажем о достоинствах и недостатках каждого из
них.

Digital 8 - Камеры формата Digital 8 появились впервые в 1999 году и в то время их основное преимущество заключалось в невысокой, по сравнению с камерами miniDV, стоимостью как самих камер так и кассет для них. Сейчас это преимущество уже утрачено и недорогие miniDV камеры от самой же Sony начали конкурировать по цене с камерами Digital 8. Среди камер этого формата нет дорогих камер с хорошими характеристиками, их вес не располагает к их использованию вашими женами и подругами, поэтому мы не рекомендуем приобретать их. Совершенно очевидно, что рано или поздно, но это направление будет закрыто самой же Sony в силу его тупиковости, так как кроме Sony никто видеокамер в этом формате не выпускает. Собственно формат хранения данных у камер Digital 8 идентичен miniDV, разница только в типе кассеты.

MiniDV - самый массовый и удобный формат цифровых видеокамер. Камеры этого формата выпускаются, начиная со стоимости $450 и до фактически полупрофессиональных моделей за $3400 при стоимости кассет от $4.5 за 1 час съемки. Запись на кассету осуществляется в DV формате, в котором данные сжимаются по каждому кадру отдельно, что делает монтаж отснятого фильма удобным и легким. Монтаж возможен с точностью до кадра, не требует мощных и дорогих компьютеров для работы. Все производители выпускают видеокамеры в этом формате. До выхода на массовый рынок HDTV видеокамер miniDV останется наиболее предпочтительным форматом.

MicroMV - Камеры формата MicroMV опять же предлагаются только фирмой Sony и являются полной противоположностью камерам Digital 8. Они очень малы, можно даже сказать, миниатюрны, но сверхминиатюрность для видеокамеры является очевидным преимуществом только для любителей экстремальных путешествий и прыгающих или летающих спортсменов. Снимать в обычных условиях такими камерами неудобно, поскольку рука практически не чувствует веса камеры и постоянно «гуляет» во всех направлениях. Управлять microMV камерой тоже не очень удобно, пальцы руки человека слишком велики для них. Кроме этого, самый существенный недостаток microMV камер заключается в нестандартном формате записи видео на ленту – MPEG-2 Transport Stream. Записанное на такой видеокамере видео понимает только специальная программа от Sony и всего несколько видеоредакторов. Несмотря на то, что поддержка microMV формата будет добавляться и в другие видеоредакторы, проблемы и трудности с редактированием видео от microMV камер останутся из-за специфики собственно MPEG формата. Прямой просмотр из видеоредактора через камеру редактируемого материала на телевизоре, в отличие от miniDV камер, также невозможен. Кассеты для камер microMV стоят в два раза дороже других кассет для цифровых камер, да и найти в продаже их очень непросто. Стоимость microMV камер довольно высока (от $1000), причем это плата только за миниатюрность, поскольку качество съемки у microMV камер в условиях освещенности, отличных от идеальных, оставляет желать лучшего, мягко говоря, даже на фоне других современных видеокамер. Мы не можем рекомендовать эти камеры, поскольку никакого смысла в их приобретении за их нынешнюю стоимость не видим. К выбору microMV камер можно вернуться при снижении их стоимости до $300 или менее. Тогда аргументом станет цена и можно будет смириться с недостатками microMV камер. Судьба этих камер в будущем также неизвестна, так как формат MicroMV не поддержан другими компаниями и потенциальным и нынешним владельцем остается только уповать на Sony.

DVD камеры - DVD камеры стали продвигаться сначала фирмой Hitachi, затем о выпуске аналогичных камер объявила Sony, потом появились анонсы их выпуска и от других фирм. Смысл идеи DVD камер в том, что снимаемое изображение записывается на miniDVD диск диаметром 8 сантиметров в формате MPEG-2. У камер DVD формата, увы, несколько существенных недостатков. Во-первых, запись в формате MPEG-2 не дает возможности комфортного и без потерь в качестве редактирования видео на компьютере. Во-вторых, с более-менее приемлемым качеством съемки можно на один диск записать только полчаса видео при стоимости диска около $10. Фактически камеры DVD формата возвращают нас к аналоговым видеокамерам, поскольку самое главное рекламируемое преимущество DVD камер заключается в легкости просмотра – снял, вынул диск, поставил диск в DVD плеер и сразу можно смотреть видео. Вспомните позабытую рекламу старых аналоговых видеокамер – снял, вынул кассету, установил ее в видеомагнитофон и сразу можно смотреть. Похоже, не правда ли? Просто видеомагнитофон заменен DVD плеером и более ничего. Несомненно, качество воспроизведения на DVD плеере намного выше VHS видеомагнитофона, но дальше что? А дальше для редактирования видео на компьютере придется прибегать к ухищрениям, сравнимым с теми, которые требуются от нас для работы с аналоговыми видеокамерами. Поэтому приобретение DVD видеокамеры разумно только в том случае, если у вас нет желания редактировать видео после съемки и есть DVD плеер или вы планируете его купить вместе с камерой. Как и в случае microMV видеокамер, качество съемки у DVD камер не является выдающимся, несмотря на стоимость DVD камер, которая обычно превышает $1000.


Оптическое увеличение

Коэффициент оптического увеличения (optical zoom) изображения объективом видеокамеры является одним из основных параметров видеокамеры. Он характеризует способность камеры "приближать" удаленные объекты. Оптическое увеличение на порядок более важный параметр по сравнению с цифровым увеличением - объектив с высоким качеством "увеличивает" изображение и только после этого оно записывается камерой. При цифровом увеличении камера увеличивает изображение просто как лупа и качество, конечно, оставляет желать лучшего.

Обычно размер оптического увеличения колеблется в диапазоне от 10 до 25. Самые дешевые камеры имеют увеличение в пределах 20-25. Связано это с тем, что при большом увеличении трудно сохранить высокое качество изображения, поэтому дорогие видеокамеры с хорошей оптикой имеют оптическое увеличение в пределах 10-12.

При выборе камеры ни в коем случае не следует гнаться за большим значением оптического увеличения - 10 или 12 вполне достаточно для любой съемки.


Цифровое увеличение

Цифровое увеличение (digital zoom) измеряется уже зачастую трехзначными цифрами, но практической пользы от цифрового увеличения нет. Крайне невысокое качество изображения при цифровом увеличении делает его применение для практических целей неприемлемым. Рекламные ролики, демонстрирующие достоинства цифрового увеличения, мягко говоря, выдают желаемое за действительное. На самом деле цифровое увеличение, как правило, отключают немедленно по приобретении камеры, так как камера во время съемки сама переходит на цифровое увеличение по исчерпании возможностей объектива и результат съемки после этого уже не исправить.

Исходя из всего сказанного выше, на значение цифрового увеличения просто не стоит обращать внимание - этот параметр не должен участвовать в оценке видеокамеры.


Тип стабилизатора

Само по себе наличие стабилизатора необходимо, да и нет сейчас цифровых видеокамер без стабилизации изображения. Без стабилизатора тремор рук неизбежно отразится на результатах съемки - изображение будет дрожать. Только съемка со штатива позволяет не использовать стабилизатор. Тип стабилизатора не имеет решающего значения и разница в действии стабилизаторов различного типа далеко не очевидна, тем не менее желательно знать, чем отличаются они друг от друга. В видеокамерах применяются два типа стабилизаторов - оптический и электронный. Рассмотрим (очень кратко) принципы их работы.

Электронный стабилизатор работает по очень простой схеме - за счет избыточного размера ПЗС матрицы изображение при тряске все равно остается в пределах матрицы и фиксируется в необходимый момент. Принцип действия электронного стабилизатора хорошо виден из рисунка:

Достоинства электронного стабилизатора - невысокая стоимость и легкость изготовления. Недостатки - "залипание" изображения, избыточность матрицы, а также артефакты, заметные и мешающие при монтаже фильма. Одним из самых существенных недостатков электронного стабилизатора является избыточность матрицы, что приводит к уменьшению площади каждого пикселя матрицы и падении из-за этого чувствительности камеры.

Принцип действия оптического стабилизатора совершенно иной - с помощью подвижных элементов оптической системы камеры изображение удерживается строго на ПЗС матрице. Рисунок ниже наглядно показывает принцип работы оптического стабилизатора:

Достоинства оптического стабилизатора - высокое качество стабилизации за счет большего количества отсчетов для анализа, меньшее количество пикселей в матрице, нет "залипания" изображения, большие возможные значения экспозиции. Очень важным преимуществом оптического стабилизатора является высокая чувствительность видеокамеры, оснащенной таким стабилизатором и, вследствие этого, лучшее качество съемки при пониженном освещении. Недостатки - высокая стоимость и большее энергопотребление.


Количество пикселей у ПЗС (CCD)

Споры по оценке важности этого параметра вечны, поэтому постараемся все-таки сделать вполне определенные выводы:
Количество пикселей, необходимых именно для фиксации изображения зависит ТОЛЬКО от системы телевидения и составляет для PAL ~ 415 000, для NTSC ~350 000.
Если в параметрах видеокамеры указывается приблизительно в 2 раза большее число пикселей, то это вполне определенно указывает лишь на то, что тип стабилизатора изображения в камере - электронный, но НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ такое большое количество пикселей в ПЗС к качеству видеосъемки не имеет.
Если количество пикселей более 1 000 000, то это означает:
Камера в подавляющем большинстве случаев имеет электронный стабилизатор
Камера позволяет делать фотоснимки с разрешением, определяемым именно количеством пикселей в ПЗС, а не системой телевидения и сохранять такие снимки на сменную карту памяти (Memory Stick, SD, MultiMediaCard и т.п.)
Если указывается количество пикселей, равное необходимому для фиксации изображения (см. выше) то это указывает на то, что камера имеет оптический стабилизатор и наоборот, наличие оптического стабилизатора подразумевает в идеальном случае именно такое количество пикселей.

Выводы достаточно просты - если съемка как можно более качественных фотоснимков не входит в список основных задач, следует обращать внимание только на тип стабилизатора и не обращать внимания на количество элементов ПЗС. При наличии оптического стабилизатора идеальным случаем следует считать матрицу с 415 000 пикселей, но такие камеры, начиная с 2003 года выпускаются только в полупрофессиональных вариантах со стоимостью от $2400.


Количество ПЗС

Пожалуй, это тот параметр, при одном взгляде на который до 2003 года сразу становился понятным класс видеокамеры. Именно по количеству ПЗС видно, к какой ценовой нише относится аппарат. Не бывает видеокамер с 1 ПЗС стоимостью выше $2000 - такой стоимостью могут обладать только видеокамеры с тремя ПЗС. В чем же такая существенная разница между камерами с 1 и 3 ПЗС?

Дело в том, что в обычных камерах для получения цветного изображения используется ПЗС с светофильтрами на каждом элементе матрицы и цветное изображение получается методами эмпирическими (сама же ПЗС матрица, конечно, всегда черно-белая), т.е. анализом групп пикселей и выведением цветов на основании такого анализа. Вследствие этого и реальное разрешение у 1 ПЗС камер будет несколько хуже, чем 3 ПЗС видеокамер. Правда, следует учесть, что некоторые компании, например Canon, применяют специальные RGB фильтры, эмулирующие 3 ПЗС на одном ПЗС, что приводит к уменьшению различий в цветопередаче у камер с RGB фильтром и 3 ПЗС камерами.

У 3 ПЗС камер с помощью специальной призмы изображение разделяется на три основных цвета и каждый цвет передается на свою ПЗС матрицу. Понятно, что в камерах с тремя ПЗС до 2003 года всегда использовался оптический стабилизатор и исключение, лишь подтверждающее правило - камера Panasonic DX100 (снята в 2000 году с производства). Начиная с 2003 года, когда многие из традиционных критериев оценки видеокамер потеряли смысл, сам по себе факт наличия 3 ПЗС у камеры отнюдь не означает высокого качества съемки и наличие оптического стабилизатора тоже не подразумевается автоматически.

Для большинства случаев любительского использования, подразумевающего просмотр результатов съемки на обычном и далеко не самом лучшем телевизоре, камера с 1 ПЗС практически неотличима по цветопередаче от камер с 3 ПЗС. Но при использовании камер для полупрофессиональных целей и/или просмотре результата на хороших телевизорах/мониторах с S-Video входом разница заметна и также заметна она при просмотре и/или печати снимков, сделанных на камерах с 1 ПЗС и 3 ПЗС.


Тип развертки

Как известно, некоторые видеокамеры имеют возможность снимать с прогрессивной разверткой. Насколько важно учитывать возможность подобной съемки при выборе видеокамеры? Строго говоря, возможность снимать с прогрессивной разверткой на той же скорости, что и обычная съемка, имеют только некоторые камеры Canon и JVC. Камеры других фирм либо снимают со скоростью только 15 кадров в секунду, либо не имеют такой возможности совсем. Само по себе наличие прогрессивной развертки, безусловно, добавляет привлекательности камере, но надо понимать, что эта возможность нужна только в случае необходимости печати фотографий с видео, создания фотоальбомов на CD-ROM и т.п. Несмотря на то, что съемка с прогрессивной разверткой возможна на скорости 25 кадров/секунду, эта скорость все-таки в два раза меньше обычной - 50 полей в секунду и плавность движения камеры относительно объектов съемки теряется при прогрессивной развертке.

Поэтому стоит использовать прогрессивную развертку для съемки только тех моментов, с кадров которых потом могут быть изготовлены фотографии. Если такая задача стоит перед оператором, то есть прямой смысл приобретать камеру с прогрессивной разверткой.


Чувствительность

Этот параметр обычно всегда указывается в числе прочих характеристик видеокамеры и обычно бывает в диапазоне от 0 (полная темнота) до 15 люкс. Существует широко распространенное заблуждение в том, что чем меньше указанное в паспорте значение, тем лучше видеокамера будет снимать в условиях пониженной освещенности. Мнение формально правильное, но по сути неверное совершенно. Указанное производителем значение минимальной освещенности нужно просто игнорировать по той простой причине, что рядом с этой цифрой всегда "забывают" написать, при каком уровне яркостных и/или цветовых шумов получилось такое значение.

По этой же причине меньшее значение чувствительности никоим образом не означает лучшую по этому параметру видеокамеру. К сожалению, только съемка при плохом освещении и просмотр ее результата позволит понять и оценить качество съемки данной видеокамерой при пониженной освещенности.


Размер матрицы

Чувствительность и размер матрицы непосредственно связаны между собой. Чем больше размер матрицы, тем больше площадь пикселя и тем выше чувствительность. В последнее время «хитрые» производители, понимая, что их будущий покупатель обращает внимание в основном на количество пикселей, не обращает внимание на уменьшение размера матрицы. И совершенно напрасно, между прочим. Понятно, что производитель при установке маленькой матрицы существенно экономит на одном из самых дорогостоящих компонентов камеры. Потребитель, т.е. мы с вами взамен получает очень неважную чувствительность при съемках с плохой освещенностью. А ведь в категорию таких съемок попадают практически все домашние съемки при электрическом освещении, съемки в сумерках, у костра на пикнике и т.п. Поэтому не следует приобретать камеру с размером матрицы менее ? дюйма, если выделенные на покупку камеры финансовые средства это позволяют. К сожалению, если до 2003 года можно было купить видеокамеру с матрицей 1/4 дюйма за $600, то сейчас это практически невозможно благодаря титаническим усилиям фирм-производителей по снижению себестоимости видеокамер. Сейчас только начиная с цены в $800, можно рассчитывать на видеокамеру с матрицей 1/4 или более.

Для экономии на матрице производители прибегают к электронным (и поэтому недорогим) способам обработки изображения, для того, чтобы пользователю не бросалось в глаза плохое качество съемки.


Карты памяти

Возможность записи фотоснимков на специальные карты памяти сейчас стала очень модной и в рекламных компаниях некоторых известных фирм такая возможность ставится чуть ли не на первое место среди всех достоинств видеокамеры. Так ли это на самом деле? Правильный ответ на этот вопрос звучит так: если камеру предполагается использовать в связке с компьютером для монтажа видеофильмов, то только у видеокамер с ПЗС на 1 000 000 пикселей или более применение подобной карты памяти имеет смысл. Все видеокамеры с мегапиксельными ПЗС оснащены такими картами, иначе столь большое количество пикселей просто невозможно использовать.

Во всех остальных случаях приобретение при прочих равных условиях камеры с поддержкой записи на такую карту памяти будет пустой тратой денег, так как на карту будут записываться фотографии с худшим, чем на ленте разрешением (как правило, это 640х480) и, соответственно, худшим качеством изображения.


Габариты и вес

Габариты и вес камеры в некоторых случаях очень важны - если камера рассчитана на съемки в походах, горах и т.п. Камеры с весом более 1 килограмма неудобны для использования в подобных условиях да и для обычной эксплуатации они тяжеловаты, особенно, если съемки будет делать женщина. Вес прямо пропорционален размеру, а с большой камерой неудобно ходить даже по экскурсиям, не говоря о горах и горных лыжах.

Существует другая крайность - камеры сверхмалых габаритов и веса (до 450 грамм). Эти камеры очень удобны в переноске, их можно носить просто в обычных карманах или дамской сумочке, но за все надо платить - ряд подобных камер чрезвычайно неудобны в использовании. Например, на одной сверхмалой камере очень известной фирмы управление увеличением/приближением выполняется безымянным пальцем, а это приводит к таким огрехам при съемке, что смотреть результат потом приходится без всякого удовольствия. Кроме этого, сверхлегкие камеры слишком сильно "дрожат" в руке оператора и зачастую никакой стабилизатор этой ситуации не исправляет. Из-за малых размеров звуки от работы механики камеры, трения рук о ее корпус и т.п. легко записываются микрофоном камеры.

Поэтому наиболее оптимальным весом для видеокамеры можно считать 600-800 грамм. Габариты подобных камер также соответствуют их весу и камеры с такими размерами достаточно удобны в эксплуатации.


Читайте вторую часть статьи здесь.
Old 17-01-2005, 15:42   #2
Moderator
Administrator
 
Регистрация: 27-10-2004
Сообщений: 536
Default

Вторая часть статьи доступна здесь.
Ответ


Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

vB коды Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Быстрый переход